Первые шахтеры Орджоникидзе работали по 12 часов в сутки и зарабатывали 2 копейки с пуда руды!
Стоит отметить, что после ликвидации крепостничества крестьяне получили свободу, но не право собственности на землю. Из-за этого многие из них были вынуждены уезжать из родных сел в регионы с развивающейся промышленностью, где можно было заработать хоть какие то деньги.
В перспективе, такая трудовая миграция дала мощный толчок для развития промышленности тогдашней Российской Империи. Не стал исключением и наш регион. Приток рабочей силы с разных областей на берега реки Соленая постоянно увеличивался.
Вот как об этом Николай Андреевич Занудько в своем материале "Трагическая судьба шахтера", описывая судьбу Семена Петровича Панченко (газета"За марганец". 1989 год):"И пошел Семка с другом детства Кузьмой Клименко через Таврию искать марганцевый рудник. Был 1898. Вокруг лежал бескрайняя степь, поросшая ковылем, травой высокой по грудь человеку. Добрались до реки Соленой и здесь впервые увидели шахту с деревянным копром, называлась она "Вера", увидели марганец. Он был бурый, жирноватый, не похожий на сахар. И вскоре Семен Панченко стал шахтером".
Работу шахтера и сейчас при нынешнем уровне технологий легкой никак не назовешь. Но тогда, в период самого "дикого капитализма" это была настоящая каторга.
В том же материале Николай Андреевич красочно описывает каким был труд первых шахтеров будущего Орджоникидзе:"Потянулись трудные дни, месяцы, годы в черных подземных норах. Двенадцать часов в шахте, двенадцать - в землянке-норе, вырытой словно зверем. Шахтер не знал розовой зари, светлого утра, золотого полдня, вечера. Шахтер знал только одно время - ночь. Ночью, до восхода солнца, он опускался в шахту, ночью подземной рубил при свете лампадки мертвенно-зеленый слой, поздним вечером шел домой и обессиленным падал на деревянные нары, погружаясь в ночь сна".
При этом А.Миненко в своем материале "Первые шахты" отмечает, что "Никакой техники безопасности и охраны труда не существовало, зато причащения и посвящение шахты проводилась регулярно".
Так что увечья и гибель на производстве были обычным делом.
Но если вы думаете, что этот каторжный труд тогда хорошо оплачивался — вас ждет глубокое разочарование. Платили первым шахтерам копейки, в прямом и переносном смысле этого слова.
Как пишет А.Миненко:"Из документов видно, что за пуд марганца, добытого в шахте (нарубить, погрузить в вагон и откатить к стволу), хозяин платил 2 копейки. Поэтому неудивительно, что средняя зарплата 43-х человек шахтеров, перечисленных в списке от 16 января по первое февраля 1886, составила семь рублей и 6 копеек, или 14 рублей в месяц. За эти деньги рабочий должен был прокормить семью, выплатить за жилье и за лапти для работы в шахте".
2 копейки за пуд руды... такими были заработки первых шахтеров Орджоникидзе. Но именно их труд, их жизнь и мозоли стали основой для будущего развития добычи марганца в Никопольском регионе и в конечном итоге появлением сначала рудника, а потом и города Орджоникидзе.
Залишити коментар