Забытые или нет? О братских могилах, народной памяти и пиаре на костях
22 июня в Украине – День скорби и памяти жертв войны. В этот день мы вспоминаем многомиллионных жертвах, которые понес наш народ на той войне, о своих дедах и прадедах, не вернувшихся с поля боя, пропавших без вести, сгинувших в лагерях. Такие истории есть, наверно, в каждой украинской семье, поэтому даже почти восемь десятилетий спустя народная память о павших жива.
Со дня вероломного нападения нацистской Германии и ее союзников на СССР прошло уже 79 лет. 75 лет минуло со Дня Победы над нацизмом в Европе. Все меньше остается живых свидетелей тех событий. А значит, все проще становится манипулировать историей, приписывать себе несуществующие заслуги и использовать святое для каждого украинца – светлую память жертв войны – для собственного прославления…
Весной 2018-го назад на официальном сайте Покровского городского совета вышла статья Оксаны Сизовой под названием «Повертаються ті, кого не забуто…». В этом материале рассказывалось о безымянной братской могиле советских солдат, которая находится в поселке Александровка, прямо на старом кладбище, и вот уже несколько десятилетий остается заброшенной. Здесь были захоронены солдаты и офицеры, погибшие при освобождении Александровки и других близлежащих поселков в феврале 1944-го. Но тогдашняя власть, спеша к очередной годовщине отчитаться о перенесении могилы… просто забыла об этом захоронении. И лишь немногочисленные местные жители помнили – здесь покоятся воины-освободители.
Только после того, как некто Петр Проценко, проживающий в Александровке, обратился к городскому голове Александру Шаповалу и рассказал о забытой могиле, дело сдвинулось с мертвой точки. Были проведены поиски в архивах исполкома, привлечены поисковики из общественной организации «Союз «Народная память», историко-поисковой группы «Поиск-Днепр». В результате удалось установить 77 фамилий тех, кто погиб при освобождении нашей земли, но так и не попал на гранитные стелы обелисков.
А уже в этом году, ко Дню Победы 9 мая, на том же сайте горсовета было опубликовано сообщение о том, что на месте безымянных могил установили мемориал, призванный увековечить память павших героев.
Вот такая официальная версия этих событий. Казалось бы, сделано однозначно доброе дело, из бездны забвения вернулись люди, отдавшие жизнь за освобождение земли, на которой сейчас живем мы. Ну, а если условный Петр Проценко будет рассказывать всем окружающим, что этот памятник – его личная заслуга, а условный Александр Шаповал скажет что-то пафосное возле мемориала в День Победы – ничего страшного, дело ж ведь они действительно сделали хорошее.
К сожалению, как это часто бывает в Покрове в последние годы, любое, даже самое благородное начинание может быть опорочено весьма специфическим исполнением. Вот и в этот раз все вышло не так однозначно.
В официальных сообщениях пресс-службы, посвященных этим солдатским могилам, постоянно писали, что о них рассказали некие местные старожилы. Вот только упоминался в этих публикациях всего один житель Александровки – тот самый Петр Проценко, который просто в силу возраста на статус старожила не тянет ни в коей мере, и о наличии или отсутствии в этом месте захоронения павших воинов мог узнать только от старших земляков.
И вот, после установки памятника и соответствующих публикаций в СМИ, к нам в редакцию обратился действительно коренной житель поселка – Николай Саржан. Его искренне удивила официальная версия истории солдатской могилы, и крайне возмутило утверждение, что о захоронении забыли на долгие десятилетия. Ведь, по словам Николая Андреевича, останки неизвестных солдат со всеми воинскими почестями были изъяты из этой могилы и перезахоронены более полувека назад!
Вместе с Николаем Андреевичем мы побывали на кладбище, посмотрели на новый мемориал и выслушали историю человека, который с раннего детства помнит братскую могилу советских воинов и не понаслышке знает, что с ней произошло.
«Я родился в 1947-м, – вспоминает Николай Саржан. – Когда еще в детские годы приходил на кладбище, здесь был пустырь. Только на том месте, где сейчас стоит стела, был ряд братских могил, и мы знали, что здесь лежат солдаты. Над могилами стояли деревянные обелиски, и на них висели таблички с надписями «Неизвестный солдат №1», «Неизвестный солдат №2» и т.д. Стояли эти могилы всегда ухоженные. В 1955-м году, к 10-летию победы, их красили солдаты».
В 1966-м Николай Саржан уехал из города, но продолжал регулярно проведывать мать:
«В очередной такой приезд, в 1967-м году, мама мне говорит: тут такое было торжественное мероприятие, ты не представляешь! На кладбище приехали лафеты (очевидно, имеются в виду орудийные лафеты, которые согласно традиции воинских похорон применяются в особо торжественных случаях – прим. ред.). Могилы раскопали, со всеми почестями извлекли останки солдат и отвезли в братскую могилу на Рудник хоронить. Был салют, величественно очень было, много людей, – рассказывает старожил Александровки. – Я пошел на кладбище, смотрю – братские могилы вскрыты, а потом аккуратно зарыты. Памятники деревянные, которые на них стояли – аккуратно поставлены в сторонке. Я пошел на Рудник, в парк, и там увидел место, куда перезахоронили этих солдат».
В связи с этим Николай Андреевич искренне возмущен утверждениями о том, что тогдашняя власть забыла о солдатских могилах в Александровке:
«Хоть и говорят о том, что эти могилы были заброшены, это не так. Советская власть побеспокоилась в год своего 50-летия о своих защитниках, тех, кто погиб, защищая Родину, и отдала им последние почести, перезахоронив в братскую могилу», – считает Николай Саржан.
И даже после того, как захоронение перенесли, люди продолжали помнить и чтить своих освободителей:
«Когда солдат перезахоронили, эти деревянные памятники очень долго стояли в стороне, их никто не мог забрать ни на дрова, ни выбросить. Только когда доски совсем сгнили, их убрали, очистили территорию. Но несмотря на то, что это место окружено могилами, там, где раньше лежали солдаты, никто не смел хоронить своих родных, потому что это было святое место», - вспоминает Николай Саржан.
Кстати, это не единственное братское захоронение на старом кладбище, на другой стороне есть еще одно:
«В начале улицы Первомайской была шахта №5 по добыче марганцевой руды. Немцы приводили всех партизан, участников сопротивления туда и расстреливали, а тела сбрасывали в штрек шахты. Потом их останки достали, и захоронили сюда и в братскую могилу на Руднике», - вспоминает Николай Андреевич.
Учитывая все вышесказанное, Николай Саржан не понимает, почему новый обелиск поставили именно на этом месте, и видит в этом политические мотивы:
«Я не знаю, зачем некоторые люди делают из этого политику. Но на том месте, где поставили обелиск, солдат уже нет» - резюмирует Николай Саржан.
Какой вывод можно сделать из этого? Тот факт, что благодаря активистам и поисковикам удалось восстановить очень важную, трагическую и героическую страницу истории, узнать имена прежде неизвестных солдат, погибших при освобождении нашей земли – это хорошо и правильно. 77 фамилий, высеченных на граните нового обелиска, заслуживают памяти и искреннего уважения потомков. Но, обвиняя безвестных чиновников из 60-70-хх годов прошлого века в формализме и неуважении к павшим (причем, судя по всему, незаслуженно), их наследники из 21-го века оказались ничем не лучше. Ведь спеша отличиться то ли к 75-й годовщине Великой Победы, то ли к очередным местным выборам, они установили памятник на месте, где, по словам очевидцев, уже 50 с лишним лет нет останков солдат-освободителей…
Впрочем, Бог им судья. А героям, павшим в боях за освобождение нашей родной земли – ВЕЧНАЯ СЛАВА!
Залишити коментар