Пять гривен «на кабинет»: должны ли пациенты платить в городской больнице? (ВИДЕО)
Ситуация с ребенком, которого отказались бесплатно везти на операцию в Днепр, не только вызвала искреннее возмущение у жителей города, но и стала поводом для многих рассказать о своих непростых взаимоотношениях с главным медицинским учреждением Покрова. Между тем, проблемы, о которых писал раньше, никуда не пропали.
16 января ко мне снова обратился Павел – тот самый человек, у которого уже возникли вопросы к руководству горбольницы по поводу перевозки ребенка. О дальнейшем развитии этой ситуации напишу немного позже, там есть интересные моменты. А пока – о других невеселых приключениях Павла в больнице.
Утром он повез ребенка сдавать анализы в клинико-диагностическую лабораторию городской больницы, ту, что возле стоматологии. Анализы у сына приняли, но у Павла в кабинете традиционно попросили сдать 5 гривен на "вату и перчатки". Он "пожертвовал" целых 10 гривен, ведь задолжал за одно из предыдущих посещений лаборатории. Поскольку у человека уже порядком накипело от того, что происходит в больнице, он заранее записал номер купюры, а затем позвонил в полицию и мне. Захватив камеру, мы отправились в лабораторию.
Там я надеялся встретиться и пообщаться с главным врачом горбольницы Анатолием Шкилем. Но он, судя по всему, решил спихнуть всю ответственность за происходящее на своих подчиненных. Поэтому поговорили только с заведующей лаборатории. Она, наотрез отказалась впускать нас в помещение, ссылаясь на какие-то внутренние документы. Настаивать мы не стали, не хотелось навредить работе лаборатории. Хотя, все то время, что мы теснились в коридоре, туда спокойно входили люди, так что, похоже, запрет заведующей распространялся только на нас. Зато рассказала женщина много интересного.
Для начала, сам факт того, что в лаборатории собирают деньги с людей, сдающих анализы, заведующая не отрицает. Более того, утверждает, что без этого они вообще работать не смогут, ведь средств, выделяемых из бюджета, не хватает на самые элементарные вещи, вроде тех же перчаток, ваты, дезинфицирующих средств и тому подобного. Объяснить нам, почему не ведется четкий и прозрачный учет таких денег, не выдаются чеки или квитанции, заведующая так и не смогла.
Странно вел себя и следователь Покровского отделения полиции Антон Александрович Вивич, который приехал на вызов Павла. Сначала попросил меня с видеооператором быть понятыми, а затем почему-то без нас пошел общаться с заведующей и искать ту самую десятигривневую купюру. Зачем нужны понятые, если вы все решаете за закрытыми дверями? В любом случае, теперь буду особенно внимательно следить за тем, как наши стражи правопорядка поведут расследование этого дела. Если, конечно, они вообще будут его расследовать…
Сразу отвечу на вопрос, который мне обязательно зададут – стоило ли вообще поднимать шум из-за 10 гривен? Я уверен, что стоило, объясню почему: дело не в одном этом случае, а в системе, сложившейся за десятилетия! Пациентам городской больницы Покрова при вроде бы бесплатной медицине приходится платить очень за многое – за обследования и пребывание в стационаре, где суммы часто исчисляются десятками и сотнями гривен, за операции и роды, которые стоят уже тысячи. А в больницу за год обращаются десятки тысяч людей, и практически каждый за что-то платит. И все эти деньги, насколько мне известно, платятся "мимо кассы", наличными прямо на руки работникам больницы, безо всяких чеков и квитанций.
В свое оправдание медики часто говорят, что они "ничего от людей не требуют, а только просят". Возможно, в некоторых случаях это действительно так. Мое мнение, если "просит" медик, от которого напрямую зависит здоровье, а то и жизнь человека, его родных и близких, то такая "просьба" воспринимается как требование. Любая "благотворительная помощь" должна быть действительно добровольной, а ее размер уж точно не может быть фиксирован. Ведь это же не установленный тариф на услугу, верно?
Считаю, что сами врачи и медсестры, которые непосредственно собирают эти "благотворительные взносы", вынуждены делать это не по личной инициативе. Скорее всего, эту идею им внушает руководство. Я уверен, что медики коммунальных больниц должны обеспечиваться всем необходимым за счет бюджета, а не за счет горожан. А тем, кто думает, что в добровольно-принудительном порядке "благодарить" врачей – это нормально, напомню, что за бесплатную медицину в стране все мы уже заплатили – своими налогами. И то, что эти средства в итоге не доходят до каждого кабинета в виде перчаток, ватки и спирта – это как раз вина людей, занимающихся организацией медицины.
Из общения с медперсоналом можно сделать вывод, что работники горбольницы свято уверены – без пожертвований горожан данное медицинское учреждение работать не может. И если мы, жители города, перестанем платить деньги – то городская больница просто закроется и всем нам придется ездить лечиться в Никополь.
Давайте представим, что так оно и есть, и работа городской больницы без сбора "пожертвований" с пациентов принципиально невозможна. Но в таком случае возникает еще ряд вопросов. Первый: почему не ведется учет денег, которые сдают пациенты и того, как эти деньги тратятся? Если уж житель Покрова должен платить за медицинские услуги дважды – сначала в виде налогов, а затем и непосредственно в больнице – то он имеет полное право знать, куда пошли его средства. Действительно ли они тратятся на жизненно необходимые вещи, или же немалая часть этих денег идет на личные потребности главного врача и тех, кто стоит выше него?
Следующий вопрос: если больнице на самом деле катастрофически не хватает денег, то что сделал для исправления данной ситуации ее руководитель? Одно дело, если главный врач постоянно оббивает все возможные пороги с целью добиться надлежащего финансирования, но ему везде отказывают – мол, нет денег в бюджете, и все. И совсем другое, если Анатолий Шкиль просто не заморачивается, и вместо того, чтобы добиваться финансирования от своего руководства, предпочитает обирать пациентов.
Чтобы получить ответы на эти вопросы, на следующий день отправился на прием к главному врачу. Но о том абсолютно ненормальном событии, которое произошло в приемной Анатолия Шкиля, расскажу в следующем материале. А сейчас предлагаю всем желающим написать в комментариях: за что вам приходилось платить в городской больнице? И считаете ли вы, что такие обязательные "благотворительные взносы" – это нормально?
Станислав Новицкий
Залишити коментар